Нет, не зря!


Когда мы изучаем течение воды по трубам, деление жидкости и твердые тела весьма разумно. А когда мы изучаем медузу, оно нам скорее навредит. Чего уж говорить о рассмотрении мироздания в целом?

Еще в 1947 году автор первого в СССР курса по теоретической физике Яков Френкель предложил рассматривать твердые, жидкие и все сомнительные и промежуточные между ними тела просто как "конденсированное вещество". В противоположность газу, который, как известно, стремится неограниченно расширяться (пока не заполнит собою все помещение). К 1970-м годам это стало общепринятым в науке.



Интересно, что сам Френкель, в отличие от многих других ученых своего, да и нашего времени, изучал природу в самых разных ее проявлениях, с самых разных сторон, то есть был ученым-универсалом. Ученые-специалисты затем выбирали какую-нибудь из его идей и развивали ее, порой и критикуя Якова его за то, что его научные интересы слишком разрозненны и пестры. А они как раз не были разрозненными, а были широкими, охватывающими все эти области науки, которые человеку с более узким взглядом могли показаться совершенно отдельными.

В науке нужны разные ученые - и универсалы, и специалисты. Кем стать - скорее вопрос психологических предпочтений каждого человека. Интересно находить взаимосвязи, общие законы, движущие разными сторонами мира - но не менее интересно и погружаться в неисчерпаемую глубину каждой из этих сторон!

И то и другое совместить мешает ограниченность времени человеческой жизни. Однако, умение видеть общую картину, собственно, широта научного кругозора, системное понимание природы в целом - пригодится любому, и я постарался уделить этому в нашем курсе должное внимание. Это нужно и для осознанного выбора областей, интересных для углубленного изучения.